Настройки
Настройки шрифта
Arial
Times New Roman
Размер шрифта
A
A
A
Межбуквенное расстояние
Стандартное
Увеличенное
Большое
Цветовая схема
Черным
по белому
Белым
по черному
Новости прокуратуры
15.04.2021

Соблюдение антикоррупционного законодательства

Соблюдение антикоррупционного законодательства

Прокуратурой Браславского района в текущем году в порядке надзора проведена проверка исполнения требований законодательства о борьбе с коррупцией в ГП «Браслав-коммунальник».

Статьей 5 Закона Республики Беларусь от 15.07.2015 №305-З «О борьбе с коррупцией» предусмотрено, что борьба с коррупцией осуществляется государственными органами и иными организациями посредством комплексного применения мер, в том числе по планированию и координации деятельности по борьбе с коррупцией, а также восстановления нарушенных прав и законных интересов физических и юридических лиц, ликвидации иных вредных последствий правонарушений, создающих условия для коррупции, и коррупционных правонарушений.

В соответствии с требованиями ч.2 ст.13 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» на государственные организации возложена обязанность планирования и проведения профилактических мероприятий по противодействию коррупции, осуществления системной работы по формированию штата работников, обладающих устойчивым антикоррупционным сознанием, соответствующими профессиональными, деловыми и нравственными качествами.

Персональная ответственность за принимаемые меры, направленные на борьбу с коррупцией, возложена на руководителя государственной организации.

В то же время в результате проверки исполнения законодательства о борьбе с коррупцией в ГП «Браслав-коммунальник» установлено, что работа по ознакомлению государственных должностных лиц с антикоррупционными ограничениями организована ненадлежащим образом.

Изучением практики подписания анализируемой категорией лиц обязательств установлено, что их содержание не персонализировано, составлены без учета должностного положения  конкретных лиц, что, в свою очередь, может ввести в заблуждение относительно объема ограничений, распространяющихся непосредственно на должностное лицо.

Кроме того, в ходе изучения обязательств о соблюдении ограничений, установленных ст.ст.17-20 Закона, выявлено, что во всех обязательствах государственных должностных лиц предприятия необоснованно включены ограничения, установленные Законом от 14.06.2003 №204-З «О государственной службе в Республике Беларусь», которые на работников указанного предприятия не распространяются,  поскольку последние государственными служащими не являются. Также необоснованно включен запрет на совместное прохождение государственной службы государственными служащими, являющимися супругами, близкими родственниками или свойственниками, предусмотренный ч.1 ст.18 Закона «О борьбе с коррупцией», поскольку данные запреты распространяется лишь на государственных служащих.
Указанное, в свою очередь, существенным образом ограничивает права и законные интересы работников предприятия.

В силу абз.10 ч.1 ст.25 Закона «О борьбе с коррупцией» создание государственным должностным или приравненным к нему лицом препятствий физическому лицу в реализации его прав и законных интересов является правонарушением, создающим условия для коррупции.

Важная роль в противостоянии коррупционным проявлениям отведена комиссиям по противодействию коррупции, однако в деятельности таковых, как показал проведенный анализ, имеют место недостатки, касающиеся организации соответствующей работы, в том числе при осуществлении планирования антикоррупционных мероприятий.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.12.2011 N1732 утверждено Типовое положение о комиссии по противодействию коррупции (далее – Типовое положение), которым определен порядок создания и деятельности таких комиссий в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, областных, Минском городском, городских, районных исполкомах, местных администрациях районов в городах.

Приказом директора коммунального унитарного предприятия на основании Типового положения создана и действует комиссия по противодействию коррупции, которая в своей деятельности руководствуется соответствующим Положением о комиссии по противодействию коррупции в коммунальном унитарном предприятии жилищно-коммунального хозяйства «Браслав-коммунальник» (далее – Положение), утвержденным этим же приказом.

При этом вышеназванной комиссией не обеспечено выполнение возложенных на ее задач по предупреждению коррупции, предусмотренных п.5 соответствующего Положения о деятельности данной комиссии.

В частности, изучение планов работы комиссии и протоколов ее заседаний показало, что разработанные на 2019-2021 годы мероприятия не содержат конкретных мер, способных эффективно противодействовать коррупционным проявлениям в системе ЖКХ.

В связи с изложенным, деятельность комиссии требует активизации в целях эффективной реализации в дальнейшей ее работе задач и функций, предусмотренных Типовым положением.

Требования ст.43 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» обязывают руководителей государственных органов и иных организаций  привлекать лиц, совершивших правонарушения, создающие условия для коррупции, или коррупционные правонарушения к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном законодательными актами.

Причинами выявленных нарушений явилось игнорирование антикоррупционного законодательства со стороны отдельных должностных лиц предприятия, недостаточная роль кадровой службы в противодействии антикоррупционным проявлениям, чему способствовал недостаточный контроль со стороны руководства предприятия в данном направлении.

По результатам проведенной проверки прокурором района директору ГП «Браслав-коммунальник» внесено представление с требованием устранить выявленные нарушения антикоррупционного законодательства.

Смотреть все