За 12 месяцев 2023 года на территории Браславского района произошло 33 пожара, что на 3 пожара меньше, чем за аналогичный период 2022 года. При этом, на произошедших пожарах погибло 5 человек, что значительно выше показателя аналогичного периода 2022 года (1 человек).
Рост количества пожаров зарегистрирован на территориях Ахремовецкого (с 0 до 5), Опсовского (с 0 до 4), Слободковского (с 4 до 7) сельских советов. На территориях Ахремовецого, Друевского, Опсовского сельских советов произошла гибель граждан на пожарах.
В истекшем периоде 2024 года наблюдается значительный рост количества пожаров, а также гибели на них людей. Так, по состоянию на 14.02.2024 на территории Браславского района уже зарегистрировано 6 пожаров (аналогичный период 2023 года – 1 пожар), на которых погиб 1 (0) человек.
Сложившаяся ситуация свидетельствует об упущениях и недостатках в проводимых субъектами профилактики мероприятиях, направленных на предупреждение пожаров.
Прокуратурой Браславского района проведена проверка причин и условий, способствующих возникновению на территории района пожаров, а также деятельность заинтересованных органов по их профилактике, в ходе которой выявлены недостатки, влияющие на пожарную безопасность в регионе.
В силу ст.18 Закона Республики Беларусь «О пожарной безопасности» (далее – Закон) местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы анализируют состояние пожарной безопасности, принимают по этим вопросам решения, разрабатывают планы и осуществляют мероприятия по обеспечению пожарной безопасности на соответствующей территории.
Согласно ст.20 Закона, руководители и другие должностные лица организаций в области обеспечения пожарной безопасности обеспечивают пожарную безопасность и противопожарный режим в соответствующих организациях; создают при необходимости организационно-штатную структуру, разрабатывают обязанности и систему контроля, обеспечивающие пожарную безопасность во всех технологических звеньях и на этапах производственной деятельности; обеспечивают своевременное осуществление противопожарных мероприятий по предписаниям, требованиям органов государственного пожарного надзора; принимают меры к нарушителям законодательства о пожарной безопасности; выполняют иные обязанности в области обеспечения пожарной безопасности в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства.
Однако, как показала проведённая проверка, со стороны отдельных предприятий и организаций района требования законодательства о пожарной безопасности не соблюдаются, предписания контролирующих органов игнорируются.
Установлено, что Браславским РОЧС в 2023 году на системной основе оценивалось состояние пожарной безопасности на объектах с круглосуточным пребыванием граждан, объектах с массовым пребыванием людей.
Например, в октябре 2023 года Браславским РОЧС проведен мониторинг соблюдения законодательства о пожарной безопасности в общежитиях КУП ЖКХ «Браслав-коммунальник», по результатам которого директору указанного предприятие направлены рекомендации об устранении выявленных нарушений. Аналогичная информация направлялась и в Браславский райисполком.
Прокуратурой района 13.02.2024 в ходе совместного с Браславским РОЧС мониторинга общежитий КУП ЖКХ «Браслав-коммунальник» вновь установлен ряд существенных нарушений противопожарных норм и правил, определённых общими требованиями пожарной безопасности. Также установлено, что рекомендации Браславского РОЧС не исполнены, требования об устранении выявленных ранее нарушений законодательства о пожарной безопасности фактически проигнорированы.
Нарушения требований пожарной безопасности выявлены прокуратурой района и в КУП «Браславский районный комбинат бытового обслуживания».
Прокуратурой Браславского района в рамках настоящей проверки также проанализирована деятельность смотровых комиссий при сельских исполнительных комитетах района по вопросам предупреждения пожаров, гибели на них людей.
Согласно ч.1 ст.15 Закона, местные исполнительные и распорядительные органы во взаимодействии с органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям, органами управления здравоохранением, государственными организациями здравоохранения, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями социального обслуживания, организациями, осуществляющими эксплуатацию жилищного фонда и (или) предоставляющими жилищно-коммунальные услуги, и учреждениями образования проводят профилактические мероприятия, направленные на предупреждение пожаров и других чрезвычайных ситуаций и гибели людей от них, адресные проверки состояния жилых помещений одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан и инвалидов, многодетных семей и семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, организуют проверки состояния жилых помещений иных категорий граждан в ходе проведения смотров противопожарного состояния жилых домов и принимают необходимые меры по приведению жилищного фонда в пожаробезопасное состояние, проводят инструктажи о мерах пожарной безопасности в быту, принимают в установленном порядке меры по оказанию адресной социальной помощи гражданам для обеспечения безопасных условий проживания.
В этой связи существенная роль в сфере предупреждения пожаров отводится смотровым комиссиям, созданным при сельских исполнительных комитетах.
Работа смотровых комиссий регламентирована Положением о комиссии по вопросам предупреждения гибели людей от внешних причин, в том числе чрезвычайных ситуаций, утвержденным решением Браславского райисполкома №45 от 15.01.2024 (далее – положение).
Однако деятельность отдельных смотровых комиссий по обеспечению противопожарного состояния жилищного фонда организована ненадлежащим образом, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения пожаров, осуществляются не на должном уровне.
Согласно п.п.10.2 п.10 положения смотровые комиссии проводят на постоянной основе работу по изучению состояния жилых домов (квартир), в том числе придомовой территории, в которых проживают: многодетные семьи и семьи, в которых дети находятся в социально опасном положении – при участии входящего в состав смотровой комиссии работника (работников) учреждений образования, управления по труду, занятости и социальной защите населения, РОВД; лица, злоупотребляющие спиртными напитками и ведущие асоциальный образ жизни, а также лица, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел, по основаниям, предусмотренным абз.2-6 ч.28 Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» – при участии входящих в состав смотровой комиссии работника (работников) РОВД, организаций здравоохранения.
При этом, в нарушение указанного требования при обследовании категории граждан (злоупотребляющие спиртными напитками, ведущие асоциальный образ жизни) в состав смотровых комиссий при Межанском, Ахремовецком, Опсовском сельисполкомах не входили представители Браславского РОВД.
В истекшем периоде 2024 года ни в одном обследовании смотровой комиссией при Ахремовецком сельисполкоме жилых помещений граждан, злоупотребляющих спиртными напитками, ведущих асоциальный образ жизни, представители Браславского РОВД участия не принимали.
При обследовании домовладений многодетных семей и семей, в которых дети находятся в социально опасном положении, в состав смотровой комиссии при Межанском сельисполкоме не входили представители отдела по образованию Браславского райисполкома, учреждений образования.
Не соблюдается смотровыми комиссиями и п.п.10.8 п.10 положения, касающийся осуществления контроля за устранением выявленных нарушений проживающими.
Согласно п.п.5.4 п.5 положения, одной из основных задач смотровых комиссий является оказание помощи гражданам, нуждающимся в дополнительной социальной защите, в ремонте печей и электропроводки, установке автономных пожарных извещателей, устранении нарушений правил безопасности, принятие в установленном порядке мер по оказанию адресной социальной помощи гражданам для обеспечения безопасных условий проживания.
В результате проведенного анализа установлено, что смотровыми комиссиями не всегда информируются о выявленных нарушениях законодательства о пожарной безопасности иные субъекты профилактики. Все необходимые меры, направленные на приведение жилых помещений граждан в безопасное состояние, не принимаются.
Причинами и условиями, способствующими вышеуказанным нарушениям является формальное выполнение субъектами профилактики своих обязанностей, ненадлежащее взаимодействие между ними, а также отсутствие системы контроля за деятельностью смотровых комиссий при сельских исполнительных комитетах со стороны районной рабочей комиссии.
По результатам проведенной проверки в Браславский райисполком 14.02.2024 внесено представление.
Заместитель прокурора района С.П. Гарбус
Смотреть все