Главная / Новости / Новости области
Новости области
Какие дороги отремонтируют за счет госинвестиций и ждать ли новый асфальт агрогородкам? Разбираемся с экспертами
14.02.2025

Какие дороги отремонтируют за счет госинвестиций и ждать ли новый асфальт агрогородкам? Разбираемся с экспертами

Строительство дорог, школ и больниц, создание современных производств - на эти и многие другие цели направлено финансирование Государственной инвестиционной программы на 2025 год, которую недавно утвердил Президент Беларуси. Всего в списке значится 82 объекта, в том числе четыре значимые автомобильные артерии в разных регионах страны. Корреспондент "7 дней" узнал, какие трассы в скором времени ждет обновление, насколько актуален этот вопрос на селе и какая из областей по итогам 2024-го перевыполнила план по ремонту улично-дорожной сети почти в 1,5 раза.

Инвестиции в приоритеты

Тема дорог - на особом контроле у главы государства. В Беларуси реализуется масштабная государственная программа "Дороги Беларуси". 2025 год - завершающий, на следующую пятилетку будет разрабатываться новая программа. На одном из совещаний Александр Лукашенко отметил, что автомобильные дороги не ограничиваются международными и республиканскими трассами. "Нам надо районные центры связать с агрогородками - наиважнейший вопрос, если мы хотим, чтобы люди на селе жили и не были обижены. Они этого заслуживают. Поэтому в этой большой программе надо предусмотреть строительство дорог от районных центров до всех агрогородков. С агрогородками в течение года мы определимся, где они будут и какие (потому что идет объединение хозяйств и так далее), и будем строить эти дороги", - подчеркнул Президент.

Финансирование социально значимых проектов, в том числе по программе "Дороги Беларуси", легло в основу Государственной инвестиционной программы на 2025 год, подписанной накануне Александром Лукашенко. В планах - построить и реконструировать автомобильные дороги республиканского и регионального назначения: трассы М10 (Гомель - Кобрин), М3 (Минск - Витебск), Р46 (Лепель - Полоцк), Р53 (Слобода - Новосады). Часть инвестиций пойдет на капитальный ремонт мостов через реки Припять (в Мозыре) и Сож (на автомагистрали Р30 Гомель - Ветка - Чериков).

За счет средств Госинвестпрограммы в 2025 году в юго-восточном регионе ведутся работы по реконструкции сразу трех значимых объектов. По словам генерального директора РУП "Гомельавтодор" Дениса Ясько, ввод в строй каждого из них будет способствовать экономическому развитию районов Гомельщины. Так, один из ключевых объектов инвестпрограммы на карте региона - участок трассы М10 Граница Российской Федерации - Гомель - Кобрин.

- Вся реконструкция отрезка в 85 км от Речицы до Калинковичей - это пять очередей. Начали первую - в 16,8 км от Речицы до Короватичей. Сегодня ведется вынос многочисленных сложных коммуникаций из площади застройки. Начато возведение насыпи вновь строящейся дороги с устройством дорожных сооружений различных назначений. Там же устраиваются объезды и вводятся ограничения для участников дорожного движения. В связи с чем призываем водителей соблюдать установленный режим движения на реконструируемых объектах, - подчеркнул собеседник.

В Гомельской области за прошлый год отремонтировано 500 км дорог и реконструировано 13 мостов и путепроводов. Знаковым событием в регионе стало открытие обновленного 5-километрового участка магистрали М10 в Речицком районе. Дорога эксплуатируется с 1999 года, в среднем за сутки по ней проезжает 7 тыс. автомобилей. При капитальном ремонте старый асфальт заменили усовершенствованным покрытием, установили барьерное ограждение, обновили дорожные знаки, а также нанесли износостойкую дорожную разметку.

Должное внимание уделяется содержанию и ремонту улиц и дворовых территорий. Так, за прошедший год в Гомельской области обновлено свыше 160 тыс. кв.м полотна и благоустроено 89 дворов. За 2025-й в регионе планируется отремонтировать 750 км дорог местного и республиканского назначения, также новую жизнь обретут 20 мостов и путепроводов.

Не отстает от соседских темпов по обновлениям трасс и Брестская область. За прошлый год там отремонтировано более 480 км дорог, в том числе устроено новое асфальтобетонное покрытие на 111 км. На улицах агрогородков появилось 20 км нового асфальта, отремонтированы трассы с гравийным и асфальтобетонным покрытием.

План на этот год - отремонтировать 352 км дорог и шесть мостов. Среди ключевых объектов республиканских дорог планируется обновить участок трассы Р6 на въезде в Пинск и начать реконструкцию моста через реку Мухавец на автодороге Р2 в Кобрине.

Стахановскими темпами

Центральному региону тоже есть чем гордиться. Так, в 2024-м ГО "ЖКХ Минской области" почти в 1,5 раза перевыполнены планы по ремонту дорог в населенных пунктах. Изначально в региональную программу по ремонту и строительству дорог входило 35 агрогородков, в которых планировалось обновить покрытие на 93 улицах. В итоге работы по благоустройству транспортного сообщения выполнены в 46 поселках и на 159 улицах.

- В каждом сельском населенном пункте Минской области проводились мероприятия по содержанию и обновлению дорог. В общей сложности заменено и отремонтировано 1,5 млн кв.м транспортного покрытия, 325,4 тыс. кв.м из них в агрогородках, - рассказывает заместитель генерального директора по благоустройству ГО "ЖКХ Минской области" Екатерина Соловьева. - В планах на этот год - масштабный ремонт и благоустройство улично-дорожной сети, дворовых проездов и зон отдыха. Облагородить и заменить 1,1 млн кв.м асфальта и еще 200 единиц придомовых территорий.

По словам собеседницы, стоимость укладки одного километра асфальта в населенных пунктах обходится службам в 250 тысяч рублей. Мониторинг за состоянием дорог проводится два раза в год - осенью и весной. Комиссия осматривает улицы на наличие дефектов, проверяет общее состояние дорожного полотна, затем составляет акт по результатам инспектирования. После производится анализ сведений и формируется программа ремонтных работ на текущий и следующий годы. Первоначально укладывается асфальт на дорогах с интенсивным движением и в населенных пунктах рядом с социально значимыми объектами.

- Ремонтируются улицы, которые находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии. Это делается для обеспечения безопасности дорожного движения и создания комфортных условий для граждан, - утверждает Екатерина Петровна.

Обращение жителей агрогородков с просьбой проложить асфальт рассматривается комиссией, которая отправляется к месту заявки и определяет критерий значимости дороги. Сверяется с планом работ на текущий и следующий годы. Возможно, данная улица уже внесена в программу по благоустройству.

- Запрос на асфальт есть во многих селах. Чтобы включить дорогу в план работ по ремонту, нужен ряд причин. Наличие асфальтобетонного покрытия необязательное требование к дорогам в агрогородках, допустимы улицы с песчано-гравийным полотном и асфальтогранулятом. Если комиссия подтвердит, что дорога подлежит ремонту и имеет важное значение для населения, то она включается в план работ на следующий год, - поясняет Екатерина Соловьева и дополняет: - Сперва оценивается покрытие. Если песчано-гравийная дорога не разбита, не создает аварийных ситуаций для движения, а также выполняет функцию подъезда к жилым домам, то она вряд ли войдет в первоочередной план.

К слову, ремонтные работы дорожного полотна проводятся и в зимний период. В условиях низких температур в состав асфальтовой смеси добавляют присадки, а для ямочного ремонта в холодное время используется специальный материал "холодный асфальт".

Обновление на опережение

В Столбцовском районе насчитывается 201 населенный пункт, в которых силами коммунальных служб, ДРСУ и сельских хозяйств дороги поддерживаются в надлежащем состоянии. Помимо укладки асфальта, в деревнях производятся работы по подсыпке песчано-грунтовых дорог и их своевременному грейдированию.

- В первую очередь обновляются улицы в населенных пунктах, автомагистрали, которые связывают агрогородки и трассы республиканского назначения. В прошлом году поменяли 43 километра асфальта на местных дорогах. К примеру, в Старом Свержене, где проходили районные "Дажынкi", заменили 2,24 км дорожного полотна, - рассказывает начальник отдела архитектуры и строительства Столбцовского райисполкома Евгений Кондратович. - Для удобства сельчан обустроили пешеходные аллеи к значимым объектам поселка.

Условия проживания, созданные для жителей этого агрогородка, мало чем отличаются от городских. Имеется ФАП, почта, школа, детсад, торговые точки, обновленный дом культуры, которые связаны между собой дорожной сетью с усовершенствованным покрытием.

Екатерина Ритько живет в Старом Свержене с детства. По ее воспоминаниям, большинство дорог в агрогородке раньше были песчаными и разбитыми.

- Из-за сельскохозяйственной техники асфальт быстро изнашивался и был в ямах, которые коммунальщики постоянно заделывали. Сейчас все преобразилось. Передвигаться по улицам пешком, на велосипеде или машине - одно удовольствие. Добраться в ФАП или в магазин можно без проблем. Приятно, что глава государства держит дороги на особом контроле, чтобы жильцы агрогородков чувствовали себя не хуже горожан, - делится она.

По словам Евгения Кондратовича, в отдаленные населенные пункты грейдер приходит по запросу граждан. Как таковой периодичности в выравнивании дорог нет, многое зависит от погодных условий и времени года. Правда, предварительно комиссия выезжает на место, чтобы убедиться в необходимости проведения работ.

На текущий год в плане заняться благоустройством дорог на улицах райцентра. В сельской местности - заасфальтировать несколько участков дорог у значимых для населения объектов.

- Ежегодно отдел архитектуры и строительства планирует бюджет на асфальтирование, ямочный ремонт и подсыпку дорог с учетом возможного подорожания материалов, - уточняет Евгений Кондратович. - Важно, чтобы средств хватило для выполнения запланированного объема работ и удовлетворения заявок от населения на благоустройство, озеленение и усовершенствование дорожного покрытия в деревнях.

Президент Беларуси 5 февраля подписал указ, которым утверждена Государственная инвестиционная программа на 2025 год. На финансирование объектов, включенных в программу, в этом году предусмотрено Br2 млрд 207 млн. Из них более 80% - на реализацию государственных программ "Дороги Беларуси", "Здоровье народа и демографическая безопасность", "Образование и молодежная политика", "Строительство жилья", "Аграрный бизнес", "Пограничная безопасность" и других. За счет средств программы в 2025 году в том числе будут строиться и реконструироваться автомобильные дороги М10 (Гомель - Кобрин), М3 (Минск - Витебск), Р46 (Лепель - Полоцк), Р53 (Слобода - Новосады); мосты через реки Припять (в Мозыре) и Сож (на автодороге Р30 Гомель - Ветка - Чериков).

Предприятия ЖКХ Минской области в 2024 году провели текущий ремонт 1,5 млн кв.м улично-дорожной сети в населенных пунктах, что составляет 144% от плана. В том числе на селе отремонтировано более 547 тыс. кв.м улиц (114%), из них в агрогородках - 325,4 тыс. кв.м (106%). Выполнено более 70 тыс. кв.м ямочного ремонта (118% от годового плана), прогрейдировано 13,2 тыс. км улиц с гравийным (грунтовым) покрытием (101%). -0-

 

Новости Беларуси (БЕЛТА)

Смотреть все